«Любіце кнігу, бо яна — крыніца мудрасці, ведаў і навукі, лекі для душы»(Францыск Скарына)
БИБЛИОТЕКА СЕГОДНЯ
Какой должна быть библиотека в современном мире?
Ольга Дернова, главный библиограф Российской Государственной исторической библиотеки:
Сейчас, как мне кажется, идёт перекос в сторону инноваций. Не знаю, с чем это связано, может быть, такая позиция царит «наверху». Само по себе это очень полезно, потому что идёт поддержка проектам по оцифровке и т. п. Однако никакой перекос сам по себе полезным быть не может, а позиция, при которой поддерживается одно и при этом отменяется другое, является, мягко говоря, односторонней.
Приведу наглядный пример. В 50‑е годы по всей стране шла жёсткая борьба с предметными каталогами в библиотеках, т. к. они не соответствовали марксистско-ленинскому мировоззрению. В них не было деления на главное и неглавное. Многие библиотеки избавились от своих предметных каталогов, а потом кусали локти, потому что это очень полезный и удобный каталог.
Процесс, который идёт сейчас, представляется мне очень опасным. Его спровоцировали два фактора, которые наложились друг на друга: это переход библиотек на электронные каталоги и пресловутая «оптимизация». Второй процесс подстёгивает и тем искажает первый. Происходит некоторая аберрация в умах: допустим, библиотекари начинают чаще иметь дело с электронными каталогами, а карточный, как начинает казаться уже не нужен.
Всегда хочется предостеречь против необратимых шагов. Когда нет каталога-дублёра, каталога на другом носителе, любое серьёзное падение сервера делает библиотеку уязвимой. Уже ничего нельзя найти. Нехорошо. Должен быть грамотный баланс между старым и новым.
А что касается вопроса о будущей судьбе библиотеки, то ответ очень прост и ясен. Библиотека не исчезнет, пока у людей в головах будут зарождаться сложные вопросы, требующие углублённого поиска. Потому что библиотека вступает там, где пасует интернет. Отнюдь не всё «можно найти в интернете».
Библиотека нужна самостоятельно мыслящим людям. И просто мыслящим — тоже. Это и должно стать её главным брендом.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.