Фронтальное (массовое) библиотечно-библиографическое обслуживание — это удовлетворение культурно-информационных потребностей, которые характерны для большинства пользователей и «непользователей» библиотеки. Это обслуживание помогает привлечь их внимание к библиотеке, чтению, конкретной книге. Оно содержит группы способов: критико-аналитические, позитивно-иллюстративные, рекомендательно-информационные, способы опосредованной рекомендации книги.
Формы массовых мероприятий
Акция – действие, выступление.
PR-акция – разнообразные мероприятия, направленные на увеличение популярности библиотеки, книги, писателя и её узнаваемость.
Альманах – мероприятия о книгах (произведениях авторов), объединённых по тематическому, жанровому или других признаках.
Арт-встреча, арт-час – вариант формы — час искусства.
Ассорти – мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.
Бенефис (читателя, книги, читающей семьи) – мероприятие в честь одной книги, лучшего читателя.
Беседа – диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией. Могут быть: беседа-диалог (диалог 2‑х ведущих); беседа-диспут (с элементами спора); беседа-игра (с элементами игры); беседа-обсуждение (с элементами обсуждения); беседа-практикум (с практическим занятиями).
Библиотечный бульвар – мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги или чтения.
Библиотечный журфикс – встречи с интересными людьми разных профессий в определённый, заранее установленный день недели, сопровождаемый широкой рекламой.
Библиотечный квилт – информационный стенд, состоящий из отдельных частей, лоскутов; блочное размещение информации. Применяется для продвижения книги и чтения, привлечению читателей в библиотеку. Основу готовит библиотекарь, а каждый читатель может поучаствовать в его наполнении, записывая ответы, пожелания, мнения на разноцветные стикеры и прикрепляют их на стенд, как бы создают вместе узор лоскутного полотна. Темы разные: правовое воспитание, ЗОЖ, история, поздравления в праздник.
Библиотечный коктейль — вечернее, но не слишком торжественное мероприятие, как правило, с напитками и фуршетом, подразумевающее легкое непринужденное общение на легкие темы.
Библиофреш – библиографический обзор новинок.
Библио-глобус – мероприятие, посвящённое книгам об истории, культуры, традиции разных стран, путешествиях и путешественниках.
Библиокафе – вариант выставки.
Бюро литературных новинок — мероприятие по продвижению новинок литературы среди читательской аудитории, пропаганда лучших литературных имен и произведений, в том числе через организацию творческих встреч.
Вечер-элегия – музыкальный или лирический вечер, посвящённый поэтическим или музыкальным произведениям, проникнутым меланхолическим, печальным настроением.
Гурман-вечер любителей … жанра – вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчёркивания лучших сторон данного жанра.
День весёлых затей – комплексное мероприятие, включающее ряд весёлых, занятных, развлекательных мероприятий, проводимых в течение дня.
Дискуссионный стол – вариант круглого стола.
Завалинка – посиделки на народные фольклорные темы.
Игровая карусель – развлекательное мероприятие в игровой форме на литературные темы, с быстрой и непрерывной сменой конкурсов, заданий.
Интеллектуальный тир – вариант игры с дартцем.
Караван книг – мероприятие, посвящённое презентации нескольких книг как одной, так и разной тематики. Например: Караван новинок, Караван забытых книг.
Книжные жмурки, «Свидание вслепую» — вариант книжной выставки.
Комильфо-вечер – вечер, посвящённый этикету.
Конкурс барона Мюнхгаузена – личное или командное соревнование выявления лучших выдумщиков.
Лабиринт – мероприятие, игра-поиск со сложными, запутанными ходами, заданиями.
Литературная витрина – вариант книжной выставки.
Литературный десант — выездное мероприятие с целью информирования о литературе пользователей данного учреждения.
Литературный дилижанс – мероприятие в игровой форме, стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками.
Литературный каламбур — мероприятие, посвященное писателям – однофамильцам или разным произведениям с одинаковым сюжетом разных значений одного и того же слова (или двух сходно звучащих слов) с целью произвести комическое впечатление.
Литературный ринг – игра-состязание 2‑х команд и более на лучшее знание литературных произведений.
Литературный салон – вариант поэтического вечера.
Литературный сундучок – литературная игра, где вопросы и задания достаются из сундучка.
Дебют (литературный дебют) – первое появление для публики книги, автора, произведения.
Мастерская радости – вариант мастер-класса.
Новоселье книги — развлекательно-театрализованное мероприятие, посвященное новым книгам.
Поэтический батл – битва, соревнование современных поэтов, либо на знание стихов определённого поэта или определённой тематики. (может быть: литературный батл, музыкальный батл).
Свободный микрофон (открытая трибуна) — ценностно-ориентированная деятельность участников в ситуации диалога на заданную актуальную тему. Передавая друг другу импровизированный микрофон (выходя к трибуне), читатели свободно высказывают свою точку зрения, задают острые вопросы. Выступления читателей должны быть краткими, небанальными, связанными с реальной жизнью. В целом достаточно 7–10 сообщений.
Творческая лаборатория – мероприятие по обмену опытом, знаниями и т.д. в интересной, творческой форме.
Флэш-моб (с англ. flash mob – «мгновенная толпа»). Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, что бы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте города, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
Хронограф – мероприятие-рассказ по годам о каких-либо исторических событиях, построенное по типу летописи (литературный хронограф).
Шок-урок — обычно готовиться по остроактуальной проблеме – наркомании, СПИДу; например, шок-урок: «Наркотики: Путешествие в один конец». Основа шок-уроков: письма, откровения, исповеди молодых наркоманов. Материал сознательно не редактируется. Полностью сохраняются содержание и лексика откровений. Хорошо, если есть видеофильм по теме урока. В структуру урока также включаются официальные данные о состоянии борьбы с наркоманией в стране и городе.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.